Как редактировать файлы
Статья включает:
Редактор — это утилита, которая предназначена для просмотра и изменения файлов. Редакторы не применяют постоянное форматирование к просматриваемому тексту, хотя многие из них используют цвета и стили для отображения дополнительной контекстуальной информации, например информации о типах данных в файлах с исходным кодом программ. При редактировании кода на языке C некоторые редакторы отображают ключевые слова, строки, числа и другие элементы программы разными цветами.
Выбор редактора значительно зависит от личных предпочтений пользователя:
Редакторы классифицируются на два важных типа: текстовые и графические. Текстовые редакторы обладают большей гибкостью, поскольку с ними можно работать как в текстовом режиме, так и в окне консоли оконного окружения Photon, удаленно с помощью утилит telnet и qtalk, а также другими способами. Графические редакторы более удобны и просты в использовании, но работают только в графическом окне.
Чтобы иметь возможность использовать текущее окно во время работы редактора, рекомендуется запускать графический редактор из командной строки как фоновый процесс, добавляя символ амперсанда (&) в конце команды. Текстовый редактор рекомендуется запускать как интерактивный процесс, опуская символ амперсанда. |
Операционная система ЗОСРВ «Нейтрино» включает в себя следующие редакторы:
Комплект разработчика для ЗОСРВ «Нейтрино» включает в себя интегрированную среду разработки (IDE), в состав которой входят различные специальные редакторы для создания программ на языках C и C++, файлов построения образа и др.
Редактор vi входит в состав всех операционных систем, подобных UNIX. Утилита vi фактически представляет собой визуальный интерфейс редактора с именем ex. Чтобы запустить редактор vi, следует ввести команду:
vi имя_файла
Редактор vi имеет следующие два режима.
Чтобы переключиться в режим команд, следует нажать клавишу <Esc>
, а для переключения в режим вставки — одну из следующих клавиш:
I
или i
, чтобы выполнить вставку в начало текущей строки или перед курсором; A
или a
, чтобы добавить текст в конец текущей строки или после курсора; O
или o
, чтобы начать новую строку над или под курсором. Два режима ввода в редакторе vi могут запутать начинающего пользователя, т.к. по умолчанию редактор vi не указывает режим, в котором он находится в данный момент. Если в режиме команд ввести команду:
:set showmode
то редактор отобразит текущий режим в правом нижнем углу монитора. Чтобы режим редактора vi отображался постоянно, следует добавить указанную команду (без символа двоеточия) в профиле утилиты vi — $HOME/.exrc
.
В таблице ниже перечислены некоторые часто используемые команды редактора vi.
Действие | Команда |
---|---|
Выйти из редактора vi без сохранения изменений | :q! |
Сохранить текущий файл | :w |
Сохранить текущий файл и выйти из редактора | :wq , :x или ZZ |
Переместить курсор влево | h |
Переместить курсор вправо | l |
Переместить курсор на одну строку вверх | k |
Переместить курсор на одну строку вниз | j |
Переместить курсор в начало следующего слова | w |
Переместить курсор в конец текущего или следующего слова (в зависимости от положения курсора) | e |
Переместить курсор в начало текущего или предыдущего слова (в зависимости от положения курсора) | b |
Переместить курсор на страницу назад | <Ctrl> + B |
Переместить курсор на страницу вперед | <Ctrl> + F |
Скопировать текущую строку | yy |
Скопировать текстовый фрагмент от курсора до конца текущего слова | yw |
Удалить текстовый фрагмент от курсора до конца текущего слова | dw |
Удалить текущую строку | dd |
Вставить текст перед курсором | P |
Вставить текст после курсора | p |
В некоторых реализациях редактора vi, в том числе в версии, которая входит в операционную систему ЗОСРВ «Нейтрино», курсор можно перемещать с помощью клавиш-стрелок как в режиме команд, так и в режиме вставки. |
Для большего удобства можно использовать сочетания команд. Например, чтобы одновременно удалить несколько строк, можно ввести число перед командой dd. Кроме того, редактор vi имеет 26 именованных буферов, которые позволяют с легкостью вырезать, копировать и вставлять различные текстовые блоки.
Существуют многочисленные онлайновые ресурсы, учебные пособия и справочники по командам редактора vi. В ЗОСРВ «Нейтрино» vi фактически является ссылкой на утилиту elvis.
Редактор ped оконного окружения Photon представляет собой простой графический редактор, который похож на редакторы других оконных систем. Поскольку утилита ped работает в окне оболочки Photon, доступ к ней через текстовые консоли и системы, в которых отсутствует графический интерфейс, невозможен.
Редактор ped удобен для пользователей, которым необходимо вводить международные символы, знаки ударения и диакритические знаки, поскольку он поддерживает кодировку UTF-8.
Чтобы запустить редактор ped, следует выбрать команду "Приложения→Текстовый редактор" в Меню или ввести команду в окне терминала pterm:
ped [имя_файла] &
Некоторым системным процессам необходимо, чтобы пользователь вводил нужную им информацию с помощью текстового редактора. Например, система контроля версий CVS запрашивает у пользователя информацию о внесенных изменениях. Такие процессы определяют редактор, который требуется запускать, с помощью переменной окружения VISUAL или EDITOR (или обеих). По умолчанию используется редактор vi.
Переменная окружения EDITOR традиционно использовалась для задания строкового редактора, а переменная окружения VISUAL — для задания полноэкранного редактора. Приложения считывают одну из этих переменных или обе переменные одновременно. В некоторых приложениях, которые используют обе переменные, переменная VISUAL имеет приоритет, когда требуется запустить полноэкранный редактор, а переменная EDITOR — когда требуется запустить строковый редактор.
Современные приложения редко вызывают строковые редакторы, а пользователи часто задают несколько редакторов в переменной окружения EDITOR, поэтому нельзя рассчитывать на приоритеты, с которыми приложения используют эти переменные. Как правило, рекомендуется присваивать переменным окружения VISUAL и EDITOR одинаковые значения.
Опробовав различные редакторы, пользователь может задать в переменных окружения наиболее предпочтительный редактор. Для этого в приглашении командной строки необходимо ввести следующие команды:
export VISUAL=путьexport EDITOR=путь
где путь — это путь к исполняемому файлу редактора. Например, чтобы сделать JED редактором по умолчанию, следует ввести команды:
$ which jed/usr/local/bin/jed$ export VISUAL=/usr/local/bin/jed$ export EDITOR=/usr/local/bin/jed
Чтобы проверить значение переменной окружения EDITOR, следует ввести команду:
echo $EDITOR
Значения переменных окружения VISUAL и EDITOR можно задать в профиле пользователя $HOME/.profile
, чтобы они устанавливались при каждом входе пользователя в систему. Более подробные сведения см. в Файл $HOME/.profile.
Предыдущий раздел: перейти