Редакторы

Как редактировать файлы

Статья включает:

Выбор редактора
Поддерживаемые редакторы
Редактор по умолчанию

Выбор редактора

Редактор — это утилита, которая предназначена для просмотра и изменения файлов. Редакторы не применяют постоянное форматирование к просматриваемому тексту, хотя многие из них используют цвета и стили для отображения дополнительной контекстуальной информации, например информации о типах данных в файлах с исходным кодом программ. При редактировании кода на языке C некоторые редакторы отображают ключевые слова, строки, числа и другие элементы программы разными цветами.

Выбор редактора значительно зависит от личных предпочтений пользователя:

Редакторы классифицируются на два важных типа: текстовые и графические. Текстовые редакторы обладают большей гибкостью, поскольку с ними можно работать как в текстовом режиме, так и в окне консоли оконного окружения Photon, удаленно с помощью утилит telnet и qtalk, а также другими способами. Графические редакторы более удобны и просты в использовании, но работают только в графическом окне.


Note: Чтобы иметь возможность использовать текущее окно во время работы редактора, рекомендуется запускать графический редактор из командной строки как фоновый процесс, добавляя символ амперсанда (&) в конце команды. Текстовый редактор рекомендуется запускать как интерактивный процесс, опуская символ амперсанда.

Поддерживаемые редакторы

Операционная система ЗОСРВ «Нейтрино» включает в себя следующие редакторы:

vi
мощный, но несколько сложный для освоения текстовый редактор, который имеется в большинстве (а возможно и во всех) операционных системах, подобных UNIX;
ped
простой в использовании графический редактор оконного окружения Photon;

Комплект разработчика для ЗОСРВ «Нейтрино» включает в себя интегрированную среду разработки (IDE), в состав которой входят различные специальные редакторы для создания программ на языках C и C++, файлов построения образа и др.

vi

Редактор vi входит в состав всех операционных систем, подобных UNIX. Утилита vi фактически представляет собой визуальный интерфейс редактора с именем ex. Чтобы запустить редактор vi, следует ввести команду:

vi имя_файла

Редактор vi имеет следующие два режима.

"режим команд"
Клавиатура связывается с набором комбинаций клавиш быстрого запуска команд перемещения по тексту и редактирования текста. Команды редактора vi состоят из одной или несколько букв, а команды редактора ex начинаются с двоеточия (:).
"режим вставки"
Обеспечивает обычный ввод текста.

Чтобы переключиться в режим команд, следует нажать клавишу <Esc>, а для переключения в режим вставки — одну из следующих клавиш:

Два режима ввода в редакторе vi могут запутать начинающего пользователя, т.к. по умолчанию редактор vi не указывает режим, в котором он находится в данный момент. Если в режиме команд ввести команду:

:set showmode

то редактор отобразит текущий режим в правом нижнем углу монитора. Чтобы режим редактора vi отображался постоянно, следует добавить указанную команду (без символа двоеточия) в профиле утилиты vi$HOME/.exrc.

В таблице ниже перечислены некоторые часто используемые команды редактора vi.

Действие Команда
Выйти из редактора vi без сохранения изменений :q!
Сохранить текущий файл :w
Сохранить текущий файл и выйти из редактора :wq, :x или ZZ
Переместить курсор влево h
Переместить курсор вправо l
Переместить курсор на одну строку вверх k
Переместить курсор на одну строку вниз j
Переместить курсор в начало следующего слова w
Переместить курсор в конец текущего или следующего слова (в зависимости от положения курсора) e
Переместить курсор в начало текущего или предыдущего слова (в зависимости от положения курсора) b
Переместить курсор на страницу назад <Ctrl> + B
Переместить курсор на страницу вперед <Ctrl> + F
Скопировать текущую строку yy
Скопировать текстовый фрагмент от курсора до конца текущего слова yw
Удалить текстовый фрагмент от курсора до конца текущего слова dw
Удалить текущую строку dd
Вставить текст перед курсором P
Вставить текст после курсора p


Note: В некоторых реализациях редактора vi, в том числе в версии, которая входит в операционную систему ЗОСРВ «Нейтрино», курсор можно перемещать с помощью клавиш-стрелок как в режиме команд, так и в режиме вставки.

Для большего удобства можно использовать сочетания команд. Например, чтобы одновременно удалить несколько строк, можно ввести число перед командой dd. Кроме того, редактор vi имеет 26 именованных буферов, которые позволяют с легкостью вырезать, копировать и вставлять различные текстовые блоки.

Существуют многочисленные онлайновые ресурсы, учебные пособия и справочники по командам редактора vi. В ЗОСРВ «Нейтрино» vi фактически является ссылкой на утилиту elvis.

ped

Редактор ped оконного окружения Photon представляет собой простой графический редактор, который похож на редакторы других оконных систем. Поскольку утилита ped работает в окне оболочки Photon, доступ к ней через текстовые консоли и системы, в которых отсутствует графический интерфейс, невозможен.

Редактор ped удобен для пользователей, которым необходимо вводить международные символы, знаки ударения и диакритические знаки, поскольку он поддерживает кодировку UTF-8.

Чтобы запустить редактор ped, следует выбрать команду "Приложения→Текстовый редактор" в Меню или ввести команду в окне терминала pterm:

ped [имя_файла] &

Редактор по умолчанию

Некоторым системным процессам необходимо, чтобы пользователь вводил нужную им информацию с помощью текстового редактора. Например, система контроля версий CVS запрашивает у пользователя информацию о внесенных изменениях. Такие процессы определяют редактор, который требуется запускать, с помощью переменной окружения VISUAL или EDITOR (или обеих). По умолчанию используется редактор vi.

Переменная окружения EDITOR традиционно использовалась для задания строкового редактора, а переменная окружения VISUAL — для задания полноэкранного редактора. Приложения считывают одну из этих переменных или обе переменные одновременно. В некоторых приложениях, которые используют обе переменные, переменная VISUAL имеет приоритет, когда требуется запустить полноэкранный редактор, а переменная EDITOR — когда требуется запустить строковый редактор.

Современные приложения редко вызывают строковые редакторы, а пользователи часто задают несколько редакторов в переменной окружения EDITOR, поэтому нельзя рассчитывать на приоритеты, с которыми приложения используют эти переменные. Как правило, рекомендуется присваивать переменным окружения VISUAL и EDITOR одинаковые значения.

Опробовав различные редакторы, пользователь может задать в переменных окружения наиболее предпочтительный редактор. Для этого в приглашении командной строки необходимо ввести следующие команды:

export VISUAL=путь
export EDITOR=путь

где путь — это путь к исполняемому файлу редактора. Например, чтобы сделать JED редактором по умолчанию, следует ввести команды:

$ which jed
/usr/local/bin/jed
$ export VISUAL=/usr/local/bin/jed
$ export EDITOR=/usr/local/bin/jed

Чтобы проверить значение переменной окружения EDITOR, следует ввести команду:

echo $EDITOR

Значения переменных окружения VISUAL и EDITOR можно задать в профиле пользователя $HOME/.profile, чтобы они устанавливались при каждом входе пользователя в систему. Более подробные сведения см. в Файл $HOME/.profile.




Предыдущий раздел: перейти